Реклама

Почитание предков


Эгуны



Души мертвых в африканских Традициях именуются по-разному. В гаитянском Воду они именуются Zanset Yo; в Пало – Nfuiri, Nkula, Bakula или Nfumbe; в Ифа-Лукуми – Эгуны.



Согласно Oluwo Ifalasa  существуют различные типы Эгунов:





Egun - Души умерших членов семейства

Egungun - Родовые Души-Хранители.

Egun di oluku - Души друзей прошлых жизней.

Egun enian sasa - Души Лам, Брахманов, Мудрецов, Шаманов и Священников.

Egun Filani - Души буддистов

Egun Eluku - Души войны и насилия.



Abiku - Души детей, которые умерших при рождении или вскоре после него.

Ebora – Духи огня и лавы



Eleye (или Aje) – Души ведьм

Oso - Души колдунов и знахарей.

Shishiriku - Духи которые вмешиваются в союзы и браки и создают помехи в них.

Ewele - нераскаявшиеся души, которые больше не могут воплотиться в человеческую форму.

Egun Awo umbo - Души Бабалаво

Egungun Olofinpe -Души – Агенты Olodumare, Olorun, Oduduwa и Olofin

Egun Igi - Души, которые населяют деревья



Обычно же, Эгунами считают Дух Предка (независимо – родственника или нет, ибо мы можем не знать, кем были наши родственники в прошлых жизнях или кем были мы и где жили). Другие, однако, говорят, что Эгун нужно отличать от Iwin:



- Эгуны - это кровные и религиозные родственники (им поклоняются с использованием освященной палки Pagugu, Opakuku, барабанов, Оро, жертв, Тeja – плитки с Оду Ифа на ней).



- Ивин – души которые почитают в Misa. Misa удовлетворяет Iwin. Иногда говорят, что



Ивин может быть вашим кровным родственником прошлых жизней.



Иногда утверждают, что не все умершие идут в Ape Orun чтобы стать Эгунами. Ape Orun - это место Эгунов, то есть тех Душ, которые достигли этого уровня и присоединились к культу предков, и поэтому не все души – Эгуны.



Иногда задают вопрос: как можно снять противоречие между учением о реинкарнации и учением о необходимости почитания Предков? Действительно, на первый взгляд кажется, что если душа человека воплотилась в новое тело, то почитание его как Предка не имеет смысла (ибо как он может принимать почитание, если уже находится в другом теле?). На данный вопрос различными Священниками даются разные ответы.



Во-первых, указывается на то, что душа совсем н обязательно перевоплощается немедленно после смерти. Может пройти несколько столетий, прежде чем душа примет новое тело.



Указывают также на существование понятий «коллективной памяти», «небесного близнеца» или «параллельного я», которое остается на Небе, когда душа перевоплощается. Иногда говорят, что небесный двойник – это не буквальная, живущая в Орун Сущность. Это скорее наши действия в наших прошлых жизнях, которые живут подобно теням прошлого или как наши воспоминания и воспоминания других людей.



Alagba lagba). Говорится, что смерть рождает Ориша. Тот факт, что Ориша на одной церемонии может одновременно воплощаться в несколько человек, объясняется тем, что он посылает своих «представителей» - души Alagba lagba, из Орун вселиться в тела.



Существует также мнение, что после смерти одна часть Ори становится Предком, а другая его часть – перевоплощается. Как бы там ни было, тот факт, что ваш дедушка перевоплотился, отнюдь не лишает законной силы его Дух как Предка. Можно сказать, что это - различные аспекты одного и того же..


Боведа или Святыня Эгунов



Святыня Предков (Духовный Алтарь, Угол Эгунов) также часто именуется Боведа (Boveda). Следует иметь в виду, что не все Священники отождествляют понятия «Святыня Эгунов» и «Боведа». Иногда, например, считается, что Святыня Эгунов используется для почитания своих собственных Предков, в то время как Боведа – для почитания любых Духов. Между данными понятиями иногда проводят различение и по признаку «состава» Святынь (Святыня Эгунов, как говорят, должна включать «палку Эгуна», (Opakuku, Opasiku, Igi Egun, Opa Eggun, Opa Quiqui; в Пало – Ariku Bambaya), связку девяти других палок и другие компоненты, которые могут быть подготовлены компетентным Священником, в то время как Боведа вполне может не иметь таких компонентов). Сторонники разграничения вышеуказанных понятий, основывают свою позицию преимущественно на том, что Святыня Эгунов – неотъемлемая часть традиционной практики Йоруба, тогда как Боведа обязана своим происхождением Спиритизму Крусадо.



Процедура почитания Предков может быть представлена в виде четырех основных этапов::



а) Подготовка Святыни Предков



б) Подготовка к почитанию



в) Процедура почитания



г) Окончание ритуала



(А)



Подготовка Святыни Предка






Прежде всего вам нужно установить стол (или другой «фундамент» алтаря – полку, тумбу и т.п.). Накройте его белой тканью. Mambo Racine Sans Bout рекомендует выстирать ее с небольшим количеством вашей первой утренней мочи (или уксуса), после чего высушить на солнце и застелить алтарь, сбрызнув ткань вашими любимыми духами или одеколоном. Также она советует найти около дома четыре камня, очистить их солью, тщательно вымыть и разместить по углам алтаря.



Далее следует разместить на вашем алтаре, или около него (например, на стене позади алтаря) фотографии и/или портреты Предков. Если есть возможность, можно задрапировать стену позади алтаря, чтобы изображения было удобнее прикреплять. Некоторые Священники не рекомендуют размещать изображения людей, которые не были членами вашего семейства. Общепринято, что на вашем алтаре не должно быть никаких фотографий живых людей.


Можете разместить на алтаре предметы культа тех религий, последователями которых были ваши Предки (Священные Писания, изображения Божеств и т.д.). Установите на алтаре белую свечу. Мамбо Racine Sans Bout рекомендует положить в стеклянный подсвечник немного взятой около дома земли и несколько крупинок соли, протереть белую свечу чистым растительным маслом от середины до верхушки, а затем, - от середины до основания и, укрепив свечу в подсвечнике, установить ее перед бокалом чистой воды. В бокал можно добавить лепестки свежих цветов (Мамбо Racine Sans Boutt советует капнуть три капли анисового или белого рома).






Почитание Предков требует регулярности. Не обязательно делать это каждый день. Вы можете взять на себя обязательство почитать ваших Предков, например, раз в неделю. Если вы установили периодичность ваших ритуалов, необходимо строго придерживаться своего обязательства..



Необходимо содержать вашу Святыню в идеальной чистоте. Не позволяйте испаряться воде, которую вы подносите Предкам. Не позволяйте находиться на алтаре испорченным продуктам. Регулярно протирайте пыль с изображений Предков и других предметов, находящихся на алтаре.



Примечание:


Даже если вы не имеете Святыни Предков, вы все еще имеете возможность почитать эгунов. Размещая пищевое подношение на тарелке и посвящая его Предкам вы можете быть уверены, что Предки получат это подношение. Вы можете проливать немного воды или алкоголя непосредственно на землю, и это также будет принято Эгунами.



(Б))



Подготовка к почитанию



1) Очищение себя и Священного Пространства



Очищение является необходимым этапом подготовки к почитанию Предков. Важность этого этапа обусловлена тем, что нечистота во-первых, оскорбляет Духов, а во-вторых, может способствовать проникновению недоброжелательных Сил.


Awo Fa'lokun Fatunmbi в своей работе «Ancestor Reverence» рекомендует окурить помещение (по возможности – листом кедра или шалфея, можно с использованием ладана). Приведем некоторые детали процедуры очищения согласно Бабалаво Фалокун.



Идентифицируйте себя и воздайте должное Духу Предков:



Iba se Egun



Emi (ваше имя) Omo (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.)



Я (ваше имя) ребенок (происхождения))



Благословите листья, подготовленные для окуривания, воздавая должное их Духу:


Iba se Ori ewe.



Испросите мир, устойчивость и мудрость:



Ire alafia,

Ire'lera,

Ire ori're..



Поблагодарите:



Ewe, mo dupe, ase.



Ваше эмоциональное состояние не должно включать отрицательные эмоции (гнев, ненависть и т.д.). На любом этапе процедуры установления контакта, начиная от окуривания и т.д., следует быть сконцентрированным на осуществляемой деятельности и конечной цели ваших действий.



Тщательно окурите все помещение. Удостоверьтесь, что дым курения проник в каждую часть комнаты, где находится Святыня Предков. Окурите себя, сначала спереди (с ног и до головы), а затем – сзади (с головы до ног)



Возьмите стакан чистой воды. Добавьте немного используемого вами одеколона (или духов), а также немного своей мочи или слюны. Произнесите:



Iba se omi tutu.



Я воздаю должное Духу Предков.



Emi (ваше имя) Omo (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.)



Я (ваше имя) ребенок (происхождения)



Благословите воду:



Iba se omi tutu.



Ire alafia,



Ire'lera,



Ire ori're.



Ire ori tutu



Mo dupe gbogbo ire, omi tutu, ase.



С помощью левой руки окропите этой водой все помещение, сконцентрировавшись на этом освящении пространства. Перед окроплением назовите имена тех Предков, контакт с которыми нежелателен, и причины их исключения из данного ритуала. Если вы не знаете имен всех своих Предков, просто упомяните, что вы удаляете из вашего священного пространства Духов всех Предков умерших насильственной смертью, самоубийц, преступников, алкоголиков, наркоманов и т.д., и не позволяете им вторгаться в это пространство.



Перед началом ритуала и после его окончания рекомендуется принять омовение, или хотя бы окропить себя водой из большой чаши, которую следует установить возле алтаря.



(В)



Процедура почитания



а) Призывание Предков Согласно Mambo Racine Sans Bout, в начале церемонии можно позвонить в колокольчик или потрясти маракас. Она также советует зажечь свечу и, по возможности, благовоние из ванили или кокоса.



Для призывания Духов предков можно использовать различные тексты. Возможно некоторые ваши Предки захотят услышать обращения из Священного Писания исповедовавшейся ими религии (Библии, Корана, Торы, Вед). Вот одно из призываний Традиции Йоруба, опубликованное Awo Fa'lokun, которое также может эффективно использоваться:



Egungun kiki egungun.

Egun iku ranran fe awo ku opipi.

O da so bo fun le wo.

Egun iku bata bango egun de.

Bi aba f'atori na le egun a se de.

Ase.



Основная текст используемый для почитания предков в Пало Брийумба (Линия Brillumba Palo Kimbiza Tumba Francesa Kikongo Piti Bantu Criollo Sanci and Palo Haitiano):



Mama fetize mama yende mama boco mama orise yeo



Jecua je jecua sara sere sara yeyeo



Mano con mano no kuwanga y si kuwanga se vire lo mundo



Sambia nzulu sambia ntoto sambia npunga



Papiando bacheche bakuenda bacheche



Pake sala maleco maleco nsala bonsoi piti.



Здесь уместно сделать возлияние воды или какого-либо алкогольного напитка. Жидкость может распыляться непосредственно изо рта на Святыню Предков, либо в жидкость можно погрузить палец и позволить влаге капать с него на землю. При возлиянии можно произнести следующий текст:



Omi tutu, ona tutu, tutu ile, tutu egun



Moyuba Olofi

Moyuba Olorun

Moyuba Olodumare

Moyuba Ashe

Moyuba Akoda

Moyuba Aseda

Moyuba Baba

Moyuba Yeye

Moyuba Adasere to Colaba



После призывания следует назвать имена всех известных вам ваших Предков (начиная от недавно умерших и т.д.):



Iba se (имя Предка)



После имени можно добавить жизненные достижения вашего Предка



Призывая Предков вы не только приглашаете их к вашей Святыне, но и чтите их память данным способом. После призывания можно спеть песни в честь Предков (можно использовать тексты Псалмов, аяты Корана, мантры и т.п.). Можно станцевать (не перекрещивая ног)



Теперь можно сделать подношения.



б) Подношения Предкам.



Подношения Предкам могут включать любую пищу, которую вы употребляете сами. Каждый раз принимаясь за еду, прежде чем есть самому, вы можете поднести часть пищи Предкам, размещая её в тарелке (часто используют треснутые тарелки) на полу перед алтарем, либо непосредственно на алтаре (вся пища, подносимая Предкам, должна быть без соли!). Mambo Racine Sans Bout советует разместить пищу в виде круга, а в центр поставить свечу и жидкую пищу. Она рекомендует коснуться тарелкой лба, сердца и промежности и дохнуть на пищу.



Подношения включают также напитки (чай, черный кофе, алкоголь (в разумных пределах), чистая вода). Предлагая напитки, капните несколько капель на землю.



В качестве подношений могут использоваться табачные изделия и свежие цветы. Когда вы научитесь входить в контакт с Духами, ваши Предки сами будут говорить вам о своих желаниях, игнорировать которые конечно же не следует.



Воду, ром, сигары, свечи и другие не скоропортящиеся подношения обычно меняют раз в неделю (часто это делают вечером в пятницу или понедельник).



Традиционное подношение Эгунам включает девять небольших частей кокосового ореха с пальмовым маслом и гвинейском перце на каждой части размещенные на небольшой тарелке вокруг жаренной кукурузы, сушеной рыбы и jutia. Сверху льют мед. Подношение включает также четыре стакана или тыквы (jicaras), - с водой, ромом, сухим вином, кофе, и не зажженные сигары и/или сигареты.



При подношении Adimu Предкам, согласно Бабалаво Фалокун, можно прочесть следующий текст:



Mбa jтoтokщun ma, ma jekтolуo, ohun tнi wуon bбa njиe Lбajщulйe



ТOrun, ni kуo ma-bбa wуon je. Ase.



в) Диалог с Предками.



Сделав подношение, поблагодарите Предков за полученные вами благословения. Здесь, как и на любом другом этапе общения с Духами, вы можете использовать либо свой родной язык, либо язык на котором говорили Предки, либо традиционный язык йоруба, киконго и т.д. Awo Fa'lokun Fatunmbi («Ancestor Reverence»), приводит, в частности, следующий текст:



E nle oo rami o.

Be ekolo ba juba ile a lanu.

Omode ki ijuba ki iba pa a.

Egun mo ki e o.

Egun mo ki e o ike eye.

Ohun ti wo ba njhe lajule Orun.

No mo ba won je.

J'epo a t'ayie sola n'igbale.

Omo a t'ayie sola n-igbale.

Ori Egun, mo dupe.

Ase.



Призвав Предков, используя Ораул Оби, спросите, пришел ли кто-либо из них и имеет ли желание говорить. Если ответ положителен, - выясните имя Предка, перечисляя их по очереди. Если Дух отказывается отвечать (и во всех других случаях, когда вы теряете контроль над церемонией), необходимо завершить сессию, погасить свечу и принять омовение.



Выяснив имя, можно приступать к диалогу. Вначале попросите о благословениях, на своем родном языке, или используя йоруба:



ire omo, ire owo, ire agbo ato



Спросите о желаниях Предка. Возможно он захочет что бы вы сделали какое-либо подношение (не обязательно продовольствие). Если это в ваших силах, удовлетворите желания Духа немедленно. Если это в данный момент невозможно, но реально в перспективе, пообещайте Духу исполнить просьбу в конкретный срок.



После этого, вы можете изложить Духу свои насущные проблемы и попросить его о помощи в их разрешении. Старайтесь задавать вопросы так, чтобы Дух мог ответить «да» или «нет». Имейте в виду, что не все Предки достаточно развиты, чтобы предложить хороший совет. Если Дух не может вам помочь, или его советы объективно невозможны для осуществления, поблагодарите его за помощь и попытайтесь найти совет у другого Духа.



При общении с Духами необходимо проявлять осторожность. Если на ваши сессии постоянно проникают недоброжелательные Духи, или если с вами происходят случаи одержимости, лучше прекратить сеансы призывания Духов, и начать использовать ваш алтарь просто как место размышления, медитации.



(Г)



Завершение ритуала



Когда вы закончите окропление в конце ритуала, трижды воздайте должное мудрости Предков:



Iba se Ori Egun



Ase.



Заканчивая церемонию почитания, необходимо на некоторое время предаться размышлениям о силе и мудрости ваших Предков, их жизни и значении (можно в это время перебирать четки), после чего, возблагодарить их за мудрость:



Mo dupe Ori Egun, ase.



После этого погасите свечу пальцами руки или специальным приспособлением для гашения свечей (candlesnuffer), подобным тем, что использовались в прежние века. Вылейте воду из чаши, использовавшейся для окропления, подальше от дома.



Остатки пищи, согласно рекомендациям Mambo Racine Sans Bout, на следующее утро можно оставить у подножия большого дерева. Не следует смешивать остатки подношений с вашим бытовым мусором. Тарелки, чашки и т.д. необходимо вычистить солью и убрать до следующего раза. Нельзя использовать их, как и любые другие предметы алтаря, в каких либо иных целях, кроме как для почитания Предков.



В течении следующих дней наблюдайте за своей интуицией и сами. Предки могут дать вам свое руководство через них.

Обновлено (08.12.2010 16:41)

 

Порекомендовать

Реклама